Балет Сильфида, изначально представленный в Париже в 1832 году, стал первым в эпохе романтичного балета. В балете рассказывается о Сильфиде, партию которой исполняла Мэри Таглиони – это сверхъестественное существо, которое любило и неосторожно разрушено смертным человеком. В балете (постановщиком которого был отец Мэри Таглиони Филиппо Тальони) использовались, движения на пальцах ног. Это было сделано для того, чтобы подчеркнуть потустороннюю легкость Сильфиды. Сильфида стала новаторским балетом, в балете все было ново и необычно – тема, стиль, техника и костюмы.
Всемирно известный балет Жизель, представленный в 1841 году, стал приемником Сильфиды. В этом балете также противопоставлялся сверхъестественный мир миру человека.
В эпоху романтического балета сюжеты представлений не были ограничены только потусторонними существами. Например, австрийская балерина Фанни Элсслер популяризировала более земной, чувственный характер. Одним из самых известных её танцев, стал качуча (в Ле Дябль Буатее, 1836 год). В танце смешался испанский стиль (танцы с кастаньетами) со стилизованными версиями национальных танцев.
В эпоху романтичного балета, в труппах уже было гораздо больше женщин, можно даже сказать, что количество женщин было преобладающим. Несмотря на то, что в это время было много хороших танцовщиков, таких как Жюльа Перроа и Артур Сэйнт-Ла‚ исполняющих достаточно сложные партии. Все же их затмили такие балерины как Taglioni (Таглиони), Elssler (Илсслер), а также итальянские танцовщицы Карлотта Гризи и Фанни Сиррито, и другие.
Taglioni (Таглиони), Elssler (Илсслер) танцевали в России и других странах в тамошних балетных постановках. Elssler (Илсслер) также танцевала и в Соединенных Штатах. Хотелось бы заметить, что в Америке были и свои известные балерины, которые, кстати, обе родом из Филадельфии - Августа Мэйвуд и Мэри Энн Ли.
А в Париже в это время интерес к балету начал постепенно снижаться. Поэтические качества уступали место представлениям виртуозов и зрелищам. Мужским танцем пренебрегали. Партии в балетах предназначались для женщин, даже бывали такие случаи, когда главная мужская роль в балете и та исполнялась женщиной.
В то же время Дания поддержала стандарты романтичного балета. Датский балетмейстер Боернонвилл, который учился в Париже, не только создал систему обучения, но также и поставил много постановок, включая его собственную версию Сильфиды. До сих пор многие из этих постановок вы можете увидеть, посетив Королевский датский балет.
В конце 19 века Россия сохранила целостность балета. Француз, Мариус Петипа, стал главным балетмейстером Имперского русского балета. Он усовершенствовал постановку представления, объединив все предыдущие знания о балете. Самыми известными работами Петипа являются Спящая красавица (1890 год) и Лебединое озеро, наверняка вы слышали об этих знаменитых постановках. Оба этих балета сопровождались музыкой Петра Ильича Чайковского. |